Get Adobe Flash player

Абай Кунанбаев. Джамбул Джабаев
Страница 2

дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.

Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет Джамбул решил жить самостоятельно. Во время

«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам и пел

«жарапазан» (обрядовую песню).

Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к знаменитому акыну Суюнбаю, который, выступав

песню Джамбула, сказал: «У тебя есть способность быть

акыном. Ты обладаешь хорошим голосом. Слова, которые

ты поёшь, выбраны очень удачно».

Джамбул стал учеником Суюнбая. Акын, выезжая в

аулы, брал с собой ученика. Сперва Джамбул исполнял песни, сложенные учителем, затем он стал петь и свои

собственные. Он готовился к состязаниям с акынами. Для

этого он изучал историю своей родины, сказания казахского

героического эпоса, песни раздольной степи.

И песнь его становилась всё сердечнее, всё сильнее

воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я пел о себе, я одновременно пел о народе».

Постепенно ширились слава Джамбула.

Песня в степи - большая сила. Песни Джамбула летели

по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его

песен.

«Так прожил я до 55 лет, - рассказывает Джамбул. -…В

55 лет я стал сутул, как старый беркут, глаза - померкли, а голос ослаб. Вместо домбры у меня в руках появилась

палка. Вместо широкой степи - узкая постель».

Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.

Он услышал имя Ленин и стал свидетелем победоносного

шествия Красной Армии.

Преображалась его родная степь. И вот престарелый

певец, который, казалось, уже завершал свой творческий и

жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав

прилив свежих сил, взял я в руки домбру. Вернулась моя

молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией твор-

ческая молодость певца-акына нашла своё выражение в

многочисленных ярких песнях и поэмах, посвящённых

новой жизни в обновлённой казахской степи.

Во всех твоих произведениях, больших и малых,

Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-

стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой

сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-

ниями.

Явления истории и культуры других народов Джамбул

умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него становится «акыном», Калинин - «аксакалом» (т.е.

«белобородым» - самым старшим), Горький тоже прибли-

жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами

краю о солнечном Горьком я песню пою».

В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских

Людей и фашизмом. Стихи Джамбула, посланные им в

Осажденный гитлеровцами Ленинград ( «Ленинградцы, дети мои»), были поддержкой для героических защитнеков

города.

Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё

«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую отомстить

за него захватчикам.

Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив всего

нескольких месяцев до своего столетия.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

ВРАТА К БЕССМЕРТИЮ
...

Бунт и образ бунтующего человека
Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия, непонятность и несправедливость человеческого удела. Это порождает бунт, цель которого – преображение. Основной мотив бунта, словами Кам ...

Разделы