Get Adobe Flash player

Вступление

Роман великого русского поэта Бориса Леонидо­вича Пастернака «Доктор Живаго» стал едва ли не самым знаменитым романом XX века. Западных читателей, которые первыми смогли ознакомиться с этим произведением, роман заставил по-иному взглянуть на Советскую Россию. В СССР в разгар перестройки «Доктор Живаго» стал важным аргу­ментом для отказа от сталинского наследия. И на Западе, и на Востоке роман воспринимался, прежде всего, как политическое событие.

По поводу художественных достоинств «Докто­ра Живаго» споры не утихают с момента публика­ции. Многие литературоведы считают, что пастернаковский роман перевернул все представления о романной форме и содержании, стал самой поэти­ческой прозой в истории русской литературы, что в нем поэт сказал небывало глубокую правду о че­ловеке, обществе и государстве, революции и со­ветском строе, пропущенную через призму инди­видуальной рефлексии.

То, что «Доктор Жива­го» — это великое произведение мировой литерату­ры именно с точки зрения формы, становится особенно ясно сегодня, в начале XXI века. Это — символистский роман в постсимволистскую эпоху, постмодернизм до постмодернизма.

В пастернаковском романе единственная и глав­ная реальность — это душевные переживания глав­ного героя. Все остальное, в том числе реалии быта, пространства, времени — достаточно условно и подчиняется главному. Главное в романе — это разгово­ры. И оказалось, что разговоры могут держать чита­теля в таком же напряжении, как самый закручен­ный сюжет.

«Доктор Живаго» — роман во многом автобиографический. С главным героем Пастернака роднит поэтическое творчество и вос­приятие действительности, но различают профес­сия, национальность, внешние бытовые обстоя­тельства жизни и биография в целом. Например, сам Пастернак любил топить печь, копаться в ого­роде, тогда как Юрий Живаго к решению бытовых проблем не приспособлен.

Будучи врачом, герой романа не раз характери­зуется как «гениальный диагност». Пастернак стре­мился поставить окончательный диагноз той бо­лезни, которой болеет Россия. Как отмечает писа­тель Дмитрий Быков, «фабула романа проста, очевиден и его символический план. Лара — Рос­сия, сочетающая в себе неприспособленность к жизни с удивительной ловкостью в быту; роковая женщина и роковая страна, притягивающая к себе мечтателей, авантюристов, поэтов. Антипов — влюбленный в Лару радикал, революционер, желез­ный человек действия; Комаровский — образ вла­сти и богатства, торжествующей пошлости, жиз­ненной умелости. Между тем предназначена Лара — да и Россия — поэту, который не умеет ее обустроить и обиходить, но может понять. Юрий Живаго — олицетворение русского христианства, главными чертами которого Пастернак считал жертвенность и щедрость. Россия никогда не дос­тается поэту — между ними вечно встает то всевластная жестокость старого мира, то всевластная ре­шимость нового; а когда покончил с собой Стрель­ников и пропал Комаровский — умер сам Юра Живаго, и союз их с Ларой вновь не состоялся».

Между прочим, имя главной героине романа, Лара, Пастернак дал в честь Ларисы Рейснер, про­тотипа женщины-комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Красотой Рейс­нер Пастернак восхищался, считая, что она «была первой и, может быть, единственной женщиной ре­волюции .».

В этом контексте смерть Живаго в конце может восприниматься как искупительная жертва за гре­хи русского народа, призванная открыть Божьему свету души Гордона и Дудорова, какими они пред­стают в эпилоге, когда их конформизм значитель­но поколеблен не только войной, но и воспомина­ниями о жизни друга.

По свидетельству О.В. Ивинской, «само имя «Жи­ваго» возникло у Пастернака, когда он случайно на улице «наткнулся на круглую чугунную плитку с «автографом» фабриканта — «Живаго» . и решил, что пусть он будет такой вот, неизвестный, вышед­ший не то из купеческой, не то из полуинтелли­гентской среды; этот человек будет его литератур­ным героем». Отсюда проистекают и обстоятельст­ва биографии главного героя, который -сын заводчика, тогда как Пастернак — художника.

Другие статьи:

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание». Веды содержат в ...

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. фараон Мина объединил под своей властью египетские земли и создал Египетское государство — одно из древнейших государств в мире. Но египетская мифология воз ...

Разделы