Get Adobe Flash player

«ИЗ ВОЛНЕНИЯ ОКЕАНА ПОЯВИЛОСЬ ВРАЩЕНЬЕ ГОДА»: индийский миф творения
Страница 10

Тут прибегнул Нараяна к мощной майе:

…образ женский приняв,

образ дивнопрекрасной

Помрачительницы рассудка — Мохини,

— перед толпами данавов он появился.

И бесценную амриту —

влагу бессмертья —

в помрачении сознания, добровольно

Этой женщине отдали данавы-дайтьи,

потерявшие из-за нее рассудок!

Как бы в противоположность амрите, из океана возник еще сосуд с чудовищным ядом калакута, способным уничтожить вселенную.

По замечанию П.А. Гринцера, «миф о пахтанье океана по типу принадлежит к космогоническим мифам, в которых акт творения совершается посредством разделения первичных вод и последующей поляризации участников творения (здесь — богов и асуров) и его результатов (противопоставление амрита — калакута)».

Пахтанье мирового океана. Миниатюра школы кангра (XVIII в.)

Пахтанье мирового океана. Миниатюра школы кангра (XVIII в.)

Гора Мандара, использованная богами и асурами для пахтанья молочного океана, — очевидный «синоним» мировой горы Меру. Сходство между этими горами отчетливо прослеживается в описании, которое дает «Махабхарата».

Вот к великой, громадами тучеподобных

неприступных вершин украшенной сверху,

Славной Мандаре — лучшей из гор,

покрытой сетью мощных лиан, поспешили боги, —

К ней, звенящей от пенья птиц всевозможных,

всевозможными хищниками кишащей,

Посещаемой сонмами киннаров,

апсар, обитаемой многими божествами.

В высоту на одиннадцать тысяч йоджан

над землей поднималась ее громада,

В глубину на столько же тысяч йоджан

уходила в землю ее твердыня.

Есть на свете гора огнезарная — Меру,

чаша пламенной силы, ей нету равных,

Отражает она сверкание солнца

остриями вершин своих златосиянных.

Дивнозлатоукрашенную, святую,

посещают ее лишь боги, гандхарвы,

И достигнуть высот ее люди не могут

без великих заслуг в исполненье дхармы.

Населенная множеством хищников грозных,

озаренная блеском цветов чудесных,

Нерушимо стоит, небосвода касаясь

головою своей, та гора-твердыня.

Для людей даже в мыслях недостижима,

бурных рек полна и деревьев мощных

И несметного множества птиц чудесных

оглашаема восхитительным пеньем.

Согласно одному из мифов, Шива использовал Мандару как ось для своей колесницы и как дугу для лука. Что же касается Меру, она считается центром Земли и Вселенной; ее вершина поднимается над землей на 84 000 лиг. Вокруг Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды; с небес на эту гору стекает небесная река Ганга, лишь затем попадающая в мир людей. На вершине Меру находится город Брахмы, простирающийся на 14 000 лиг. Поблизости от этого города расположены города Индры и других богов.

Основание Меру покоится на клобуке мирового змея Шеши, возлежащего на спине гигантской черепахи, которая плывет по изначальным водам. В другом варианте мифа, Меру (и Землю в целом) поддерживают четыре слона.

Меру — классическая, если позволительно так выразиться, ипостась мифологемы мировой горы. Последняя представляет собой образ мира, модель Вселенной, вариант мирового древа (в мифах эти два символа иногда совмещаются — мировое древо растет на вершине горы). Мировая гора находится в центре мира, вокруг нее, как вокруг мировой оси, строится мироздание; от ее вершины дорога ведет к небесам, а нижняя часть горы указывает на вход в подземный мир. Вершина горы отдана во владение богам, посредине обитают люди, а у подножия горы или под ней — злые духи.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другие статьи:

ДУХИ
...

Учет бюджетных учреждений
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использован ...

Разделы