Get Adobe Flash player

А. И. Солженицын
Страница 1

А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном пути, много пережил и выстрадал. Несмотря на то, что ему, казалось, написано было на роду превратиться в правоверного марксиста - ведь родом он из крестьян, в церковь не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса - Солженицын уже к началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь, ведущий к вратам Истины, был полон терний и преград. В феврале 1945 года осужден по ОСО к восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года сослан навечно, в Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, подвергался резким нападкам властей и газет, в 1974 году, после появления 1-го тома “Архипелага ГУЛАГа”, обвинен в измене родине и выслан за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.

Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной 1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как материала - событий, случаев, лиц - на основе лишь личного опыта автора и его друзей явно недоставало.

В 1962 году был напечатан “Один день Ивана Денисовича”. Герой рассказа - Иван Денисович Шухов - необыкновенный человек. Все умеющий, крепкий правилами и цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович - крестьянин, его мечта - простой и мирный, любимый или крестьянский труд. Если в лагере в совокупности со всеми тамошними трудностями всех “добивает работа и одиночество”, то Шухову, напротив, удается спастись именно работой, любой работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему крестьянским долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в обществе придурков и шакалов, “шестерок и блатарей”, которые исповедуют лагерный закон “подохни ты сегодня, а я - завтра”, нелегко сохранить душу и человеческое тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом, между подлостью и преданностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Денисовича было свое верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа - работа.

А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. “Она стоит на бугре, а за ней зона кончается”. Откуда это радостное, упоенное строительство ТЭЦ? То ли в том, что работа здесь превращается во внутреннее, хотя бы временное, освобождение - “за ней зона кончается .”, то ли в том, что герою рассказа предстоит пережить иллюзию освобождения (зона кончается за ней!). И когда зэки входили в азарт работы, у Шухова “как вымело все из головы” так, что он “не о чем не вспоминал, не заботился, а только думал” как ладно дело закончить. Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и когда “мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов .”, кажется, что строит он стену свою, за которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души. Страна с тоталитарным режимом все делала посредством революционного насилия, чтобы поработить свой народ с помощью колючей проволоки. В ход пускались и более изощренные и надежные методы, например, с помощью группового взаимного порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга, шпионить: “на то придумана бригада . такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга”. Но человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и превратить человека в бесстрастный и послушный “винтик”. Но Иван Денисович сумел сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение. Такое чувство остается по прочтении рассказа “Один день Ивана Денисовича”.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Основным источником знаний о мифах древнего Китая является «Книга гор и морей». Этот обширный труд неизвестных китайских авторов создавался на протяжении почти восьми столетий — с VIII века до н. ...

ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Самое раннее систематическое изложение японских мифов содержится в сочинении VIII века «Кодзики» — «Записи о делах древности». Японский пантеон очень обширен. Мифы утверждают, что существует «восем ...

Разделы