Get Adobe Flash player

О ЯНЕ ЖИЖКЕ
Страница 2

Однажды застал его там король Вацлав. Заметив его задумчивость, спросил король, о чем он грустит.

И ответил Жижка:

– Милостивый король, тяжко мне, всем сердцем тяжко, что наши родные чехи и верные наставники так жестоко и несправедливо были сожжены, несмотря на охранную грамоту императора. Можно ли тут быть веселым!

На что король ответствовал ему:

– Милый Ян, не можем ли мы загладить эту несправедливость? Если ты знаешь к тому путь, действуй. Я желаю тебе успеха.

Поймал, говорят, Жижка короля на слове и начал действовать.

В то время почти все пражане, как и большая часть народа, воодушевленные учением магистра Яна Гуса, пожелали принимать причастие под обоими видами. Когда же священники в пражских церквах отказались причащать хлебом и вином, земан Микулаш из Гусинца во главе огромной толпы, встав перед королем Вацлавом на улице, близ церкви святого Аполлинария, просил его, чтобы большинство пражских храмов было передано тем прихожанам, которые признают причастие под обоими видами.

Испугало короля такое стечение народа; изгнал он из Праги Микулаша, сменил советников в Новоградской ратуше, а пражанам приказал, чтобы они все свое оружие и доспехи – копья, пики, луки, латы, шлемы, щиты – принесли в день святого Мартина своему королю и сложили перед ним.

Приказ этот сильно встревожил советников. Боялись они, что в случае неповиновения король сильно разгневается на них. А отдать оружие и остаться беззащитными они тоже не хотели. Тогда Ян Жижка посоветовал им, как выйти из затруднения. Соберите народ, сказал он, и объявите, что этот приказ исходит не из ратуши, а от самого короля; пусть все пражане наденут свои доспехи и сообща, толпой, идут к Вышеграду. Когда король их увидит, вряд ли прикажет он, чтобы сняли они доспехи и сложили оружие.

Так и было сделано.

В день святого Мартина все пражане в полном вооружении пошли в Вышеград. Ян Жижка, сам в рыцарских доспехах, предводительствовал ими. И когда стояли пражане под знаменами на дворцовой площади, сверкая на солнце оружием и доспехами, а испуганный и встревоженный король поглядывал на них из окна, шепнули городские советники Жижке:

– Говори, брат!

И тот, выступив из рядов, встал перед королем и сказал:

– Милостивый король! Вот стоим мы здесь, твои подданные, каждый в доспехах и при оружии, ибо изволил ты нам повелеть прийти с ним к тебе. Вот оно здесь перед тобой, милостивый господин наш. Прикажи, что с ним делать. Пошли нас, куда хочешь, против любого врага, – всюду пойдем мы с радостью и будем мужественно, до последней капли крови, защищать твою милость и Чешское королевство.

Король, успокоившись, улыбнулся и ответил: – Ты, брат Ян, хорошо сказал. Прикажи людям, чтобы каждый вернулся в свой дом; я вам верю.

И возвратились все в походном строю к Новоградской ратуше и там разошлись. И оружие с доспехами пражане сохранили, и короля не прогневили. Так помогли мудрый совет и умная речь Яна Жижки. С той поры вырос он в глазах всех пражан.

А еще больше прославился Жижка после смерти короля Вацлава, последовавшей в 1419 году.

Пришли тогда тяжелые времена, ибо великое множество врагов ополчилось против чешского народа. Злейшим из всех был венгерский король Сигизмунд, брат короля Вацлава, открыто говоривший, что отдал бы всю Венгрию за то, чтобы в Чешской земле не осталось ни одного чеха.

И вот, когда гибель грозила всему Чешскому королевству и чешскому языку, встал на защиту своей родины прославленный чех, храбрый земан – одноглазый Ян Жижка из Троцнова, который потом писался «Чашник».

Поднялся он на врагов своего народа, на всех, кто был с ними заодно, на недругов магистра Яна Гуса и на тех, кто не принимал причастия под обоими видами. Созвал он к себе всех способных носить оружие, от мала до велика, и приказал им быть наготове. И, собрав людей, призвал их Жижка не унывать в час опасности, мужественно встать на защиту родины и забыть о том, что придется биться слабым против сильных, немногим – против многих, раздетым и разутым – против одетых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Самое раннее систематическое изложение японских мифов содержится в сочинении VIII века «Кодзики» — «Записи о делах древности». Японский пантеон очень обширен. Мифы утверждают, что существует «восем ...

ЭПОХА ЛЮДЕЙ: ВОИНЫ И СВЯТЫЕ
...

Разделы